Социально-экономическое развитие во второй половине XIX века

Реформы Александра II, несмотря на ограниченный характер привели к существенным изменениям и способствовали развитию капитализма в России.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве после отмены крепостного права начинает формироваться слой сельских предпринимателей из зажиточных крестьян или мещан, которые эффективно ведут хозяйство, расширяют свои земельные владения и стремятся к максимальному извлечению прибыли.


В связи с этим все больше закрепляется специализация. Основу составляют мясомолочное животноводство, выращивание зерна и картофеля.

Промышленность

Промышленный переворот, отмена крепостного права, появление рынка наемной рабочей силы и развитие фабричного производства способствовали формированию новых социальных классов: буржуазии (класс собственников) и пролетариата (рабочие).


На территории Беларуси, однако, эти процессы шли медленно. Промышленный переворот к концу XIX века был завершен только в двух отраслях: деревообрабатывающей и металлургии. Большинство предприятий были небольшими и размещались в сельской местности (поближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы) и специализировались на переработке местного сырья. Ведущей отраслью стало винокурение.


Крупнейшими фабриками на территории Беларуси в этот период были: бумажная в Добруше, стеклозавод «Неман» в Лиде, табачная фабрика Шерешевского в Гродно.


Фабричное производство еще не успело вытеснить мануфактурное и ремесленное, поэтому они, как и раньше, существовали совместно.

Торговля

Во второй половине XIX века магазины постепенно вытесняют ярмарки в качестве главной формы внутренней торговли. Основным товаром остается лес, который, вместе с другим сырьем и продукцией винокурения и деревообработки, шел на экспорт. Ввозились на территорию Беларуси, как и прежде, металлы, машины и оборудование.


Развитию торговли также способствовало развитию путей сообщения. На вторую половину XIX века пришлось активное строительство железных дорог. Первыми были Петербург-Варшава и Москва-Брест. Важную роль по-прежнему играл и речной транспорт.

Города

Во второй половине XIX века происходит урбанизация (рост доли городского населения). Постепенно города превращаются в промышленные центры.


Развивался городской транспорт появились первые конно-железнодорожные линии (Минск) и электрические трамваи (Витебск), началось использование автомобиля и появилось такси.


Из-за черты еврейской оседлости многие белорусские города более чем на половину состояли из евреев.