Религии в Речи Посполитой

Реформация – движение за переустройство Церкви. Она началась в Германии в 1517 году. На территорию Беларуси первые сторонники Реформации стали проникать уже 1520-е гг., однако широкое распространение она получила только во второй половине XVI века. Этому способствовала веротерпимость, которая была утверждена привилеем 1563 г. Сигизмунда II Августа, а затем и Статутом ВКЛ 1566 г. Таким образом, многие протестанты из Западной Европы, терпевшие притеснения у себя на родине, переселялись в ВКЛ.


Особенностью Реформации в Беларуси стало то, что она была поддержана только шляхтичами и богатыми горожанами, которые рассчитывали преумножить свои богатства за счет Католической церкви.


Помимо этого, шляхта ВКЛ увидела в Реформации способ защиты независимости Княжества от Польши. Именно поэтому большая ее часть перешла в протестантизм. Распространение получили три направления: кальвинизм (именно он был поддержан шляхтой), арианство и лютеранство. Лидером кальвинстов ВКЛ стал Николай Радзивилл Черный. Именно он основал первую на территории Беларуси кальвинистскую общину (сбор) в Бресте в 1553 году. Там же была основана первая типография.


Главным итогом Реформации стало распространение образования и идей гуманизма на территории Беларуси. Она также расширяла культурные связи со странами Западной Европы.


Ответом Католической церкви стала Контрреформация – движение против Реформации. Основные ее идеи были утверждены в 1539 году на Тридентском соборе. Церковь отказалась идти на какие-либо уступки. Создавался индекс запрещенной литературы, которая должна была уничтожаться.


Создавался целый ряд монашеских орденов, целью которых было укрепление позиций католичества. Главным из них был орден иезуитов. Они появились в ВКЛ в 1569 году и занимались, прежде всего, образовательной деятельностью и уничтожением протестантской литературы.


В конечном итоге, Контрреформация в ВКЛ одержала победу. Протестантизм был почти полностью вытеснен, однако главным пострадавшим оказалась Православная церковь, которая лишилась богатых покровителей (многие православные шляхтичи перешли в протестантизм, а затем – в католичество). Католическая церковь, напротив, лишь укрепила свои позиции.


Дальнейшее ослабление позиций православия создало предпосылки для заключения церковной унии.


Следует отметить, что с момента раскола Христианской церкви в 1054 году идея унии между католичеством и православием периодически возникала. Она была довольно популярна в том числе на территории ВКЛ в XIV-XV вв.


В 1439 году была подписана Флорентийская уния, однако она оказалась недолговечной.


К идее унии вернулись в конце XVI века. Ее поддерживал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза, католическое, а также часть православного духовенства. Считается, что православное духовенство стремилось, таким образом, получить доступ в сенат Речи Посполитой. Их лидерами были Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий.


В свою очередь, Католическая церковь стремилась к расширению собственного влияния на восток.


Основные принципы объединения были изложены в трактате «О единстве Церкви Божьей», написанной в 1577 году видным иезуитом Петром Скаргой.


В 1596 году была подписана Брестская церковная уния. Она предусматривала создание униатской церкви, частью которой становилось православное население Речи Посполитой. Ее главой объявлялся Папа Римский. Униаты принимали новый календарь и основы католического вероучения, однако сохраняли православные обряды. Униатскими епископами должны были становиться исключительно «русские» (так именовались жители Беларуси и Украины).


Распространение униатства вызвало сопротивление среди православного духовенства. Стали создаваться братства, которые стремились всячески защищать позиции православия.


Сопротивлялись насаждению новой религии и простые жители. Самым известным стал случай убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича в результате восстания в Витебске в 1623 году. За это Сигизмунд III Ваза лишил Витебск магдебургского права, наложил на город штраф, а руководители восстания были казнены.


Для упрочения позиций униатства создавался монашеский орден базилиан, который занимался образовательной деятельностью.


Брестская церковная уния подавалась как попытка объединения католичества и православия. Основным и, по сути, единственным выгодоприобретателем стала Католическая церковь. Униатские епископы так и не были допущены в сенат. Уния не решила религиозную проблему в Речи Посполитой, что станет одной из причин их краха. Сначала государства, а потом и унии.