Культура ВКЛ

Культура в XIV-XV веках

В XIV-XV вв. получило развитие оборонительное зодчество. Это было обусловлено внешней опасностью со стороны крестоносцев. Были построены замки в Вильно, Троках и Витебске. Вместо старых деревянных крепостей в Гродно и Новогрудке были созданы каменные строения.


Новым типом замков стали кастели. Их позаимствовали у крестоносцев. Кастель была прямоугольным строением с двумя башнями по углам. К такому типу замков относятся Лидский и Кревский.


После Кревской унии и последовавшего проникновения католичества на территорию Беларуси здесь стали строиться костелы. В XV в. в этом направлении господствовал готический стиль, для которого характерны остроконечные башни, узкие окна и использование витражей. Именно в готическом стиле созданы Троицкий костел в д. Ишколдь и костел Св. Казимира во Вселюбе.


В живописи в этот период доминировала религиозная тематика, которая была отражена в иконах и фресках.


В литературе в XIV веке также господствовали религиозные сюжеты. Наиболее известны Мстижское и Лавришевское евангелия.


В XV веке начинает развиваться летописание, в том числе общегосударственное. К 1446 году относят Белорусско-литовскую летопись, составленную в Смоленске. Она описывает события с IX века. В конце XV была также составлена Радзивилловская летопись.


Также в XV веке начала зарождаться панегирическая литература (предполагала прославление конкретной личности). «Похвала Витовту» прославляла его как мудрого правителя. В дальнейшем этот жанр получит большее распространение.

Лидский замок

Гродненский замок

Троицкий костёл (Ишколдь)

Церковь Святого Казимира (Вселюб)

Формирование белорусской народности

XIV-XVI вв. считаются периодом формирования белорусской народности.


Народность – исторически сложившаяся общность людей, которую объединяет ряд общих признаков (территория проживания, язык и культура, самосознание и, как правило, политическая и экономическая общность).


Народность является одним из этапов формирования нации (род – племя – народность – нация).


Формированию народности способствовало нахождение белорусов в составе одного государства – ВКЛ, где старобелорусский был языком делопроизводства. Также это способствовало формированию прочных экономических связей между регионами.


В период ВКЛ сформировались несколько самоназваний жителей белорусских земель: «литвины» (жители Понёманья), «русины» (Подвинье и Поднепровье), «полешуки» (Полесье).


Культурную основу белорусской народности составили славяне (кривичи-полочане, дреговичи и радимичи). Она была дополнена достижениями европейской культуры того периода.


Определенную роль в этом процессе сыграл многоэтнический характер ВКЛ.


Основу населения государства составляли балты и славяне. В период Гедимина в ВКЛ в качестве ремесленников и торговцев стали приглашать немцев. В XIV-XV вв. на белорусских землях расселились татары, которых великие князья приглашали для службы в армии ВКЛ, взамен жалуя им земли.


К XIV в. также относится появление первых еврейских общин на территории Беларуси. Они назывались кагалы. Евреи жили в основном в городах, занимались ремеслом и торговлей. Государство облагало их большими налогами.


В этот же период на территории Беларуси появились цыгане. Они вели преимущественно кочевой образ жизни и проживали своими общинами – таборами.

Возрождение

Возрождение – эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерна ориентация на Античность (Древние Греция и Рим) как идеал. Основной идеей стал гуманизм – представление о человеке как о высшей ценности.

 

Особенностями Возрождения на территории Беларуси были:

  • близость к Северному Возрождению;
  • идеи были восприняты преимущественно шляхтой и магнатами;
  • сохранение господствующей роли религии.


Главным деятелем эпохи Возрождения на территории Беларуси стал Ф. Скорина. Уроженец Полоцка, доктор медицины и философии, он в 1517 году в Праге издал первую книгу Библии – «Псалтырь». Таким образом, Скорина стал славянским первопечатником.


Следует отметить, что он дополнил книги Библии своими предисловиями и послесловиями, в которых он предстает настоящим гуманистом, который провозглашает человека наивысшей ценностью.


В 1520-е он продолжил издательскую деятельность в Вильно. Здесь он издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и «Апостол» (1525).


Скорина завершил свой жизненный путь в Праге в качестве садовника. Его деятельность способствовала будущему распространению книгопечатания в ВКЛ.

 

В эпоху Возрождения получила развитие и литература. В 1523 году в Кракове на латинском языке была издана поэма «Песнь о зубре» Николая Гусовского. Она красочно описывала дикую природу ВКЛ. Другим литературным памятником времени стала поэма «Прусская война» Яна Вислицкого, которая описывала события Великой войны 1409-1411 гг.

 

В изобразительном искусстве по-прежнему оставалось большое влияние церкви. Наиболее распространенные жанрыфрески и иконы. Более того, складывается белорусская школа иконописи, сочетавшая в себе местные и византийские традиции с ренессансными веяниями.


Также высокого уровня развития достигло создание гравюры на дереве, которые использовались в качестве иллюстрации в книгах.

 

В архитектуре того периода отличительной чертой стало строительство церквей оборонительного типа, которые сочетали религиозные и военные функции.


В готическом стиле была построена Михайловская церковь в Сынковичах, в ренессансном Церковь Рождества Богородицы в Мурованке. В стиле ренессанса были также построены кальвинистские соборы в Сморгони и Заславле.

 

В стиле Ренессанс построен Мирский замок.

Михайловская церковь в Сынковичах

Церковь Рождества Богородицы в Мурованке

Мирский замок