Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX века

Образование

В результате школьной реформы 1864 года образование ненадолго стало всесословным. Также сформировалась его ступенчатая структура. Начальное образование можно было получить в народных училищах (1-2 класса), церковно-приходских школах и школах грамоты. Более основательными были городские училища (6 классов), после которых открывалась возможность для получения среднего образования в классических гимназиях (гуманитарные науки) и реальных училищах (естественные). Высшее образование давали университеты и технические институты.


Начало проведения реформы совпало с подавлением восстания 1863-1864 годов. В результате, в 1864 году было закрыто единственное в Беларуси высшее учебное заведение – Горы-Горецкий земледельческий институт.


Для реализации реформы необходимо было больше педагогических кадров. Стали открываться учительские семинарии (первая – в 1864 году в Молодечно). Позднее были созданы учительские институты, которые, однако, не являлись высшими учебными заведениями.

Литература и театр

Одним из авторов, стоявших у истоков белорусской литературы, был Ф. Богушевич, автор сборников стихотворений «Дудка белорусская», «Смык белорусcкий». Другими известными поэтами были Я. Лучина («Родной сторонке», «Вязанка»), А. Пашкевич, известная как Тётка («Крещение свободой», «Первое чтение для деток белорусских» и «Скрипка белорусская»), М. Богданович («Венок»), П. Багрим (стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый…»).


Начало XX века также стало первым периодом творчества будущих классиков белорусской литературы: Я. Купалы («Жалейка», «Курган», «Павлинка», «Разоренное гнездо», «Бондаровна») и Я. Коласа («Сымон-музыкант»).


В 1907 году была основана «Первая белорусская труппа Игната Буйницкого». С 1910 года она превратилась в профессиональный театр, распущенный в 1913 году из-за финансовых трудностей.

Живопись

Главным течением в культуре второй половины XIX века стал реализм, который отразился как в литературе, так и живописи.


В живописи прославился Наполеон Орда, который сделал около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, и архитектурных памятников. Исторические сюжеты в своих работах отражал Казимир Альхимович («Похороны Гедимина»).


Юдель Пэн в своих работах отражал быт еврейских ремесленников. Он открыл собственную школу в Витебске, известнейшим учеником которой стал Марк Шагал, один из крупнейших авангардистов XX века.

Архитектура

В архитектуре второй половины XIX – начала XX века на территории Беларуси сочетался ряд разных стилей.


Псевдорусский стиль отличали пятикуполье и лукообразные купола. Так строились «церкви-муравьевки» (по имени генерал-губернатора Муравьева, инициатора строительства, связанного с подавлением восстания 1863-1864 годов), Свято-Воскресенский собор в Борисове, Часовня князей Паскевичей в Гомеле.


Неоготику отличали ее традиционные черты и использование красного кирпича. В этом стиле созданы Костел Святого Роха в Минске и Костел Пресвятой Троицы в Видзах.
В неороманском стиле создан Костел Святых Симеона и Елены в Минске.


В стиле модерн, который отличается переплетенными линиями, лепным декором и использованием современных материалов (цемент, стекло, металл). В этом стиле строились жилые дома, железнодорожный вокзал и гостиница «Европа» в Минске.

Свято-Воскресенский собор в Борисове

Костел Святого Роха в Минске

Костел Святых Симеона и Елены в Минске

Гостиница «Европа» в Минске

Белорусоведение и формирование белорусской нации

Во второй половине XIX века продолжило развиваться белорусоведение. В этот период в 1870 году был издан «Словарь белорусского наречия» И. Носовича. Евдоким Романов издал «Белорусский сборник», в котором обобщил результаты своих археологических экспедиций. Е. Карский стал основателем научного белорусоведения. Его работа «Белорусы» стала энциклопедией по языку, традициям и культуре народа.


На рубеже XIX-XX веков историки М. Довнар-Запольский («Основы государственности Беларуси») и В. Ластовский («Краткая история Беларуси») доказывали историческую основу самобытности белорусского этноса.


Был, однако, в то время и другой взгляд, который получил название западнорусизм. Его основным выразителем стал М. Коялович. Западнорусизм рассматривает белорусов и украинцев как «западных русских», признавая их некоторую особенность, но не право на самостоятельное национальное развитие.


Развитие белорусоведения способствовало формированию белорусской нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которую объединяет ряд общих признаков (территория проживания, язык и культура, самосознание и, как правило, политическая и экономическая общность). В развитии этноса ей предшествует народность.


Особенностями процесса формирования белорусской нации было почти полное отсутствие культурной элиты. В Речи Посполитой старобелорусский язык был выведен из сферы документооборота, а шляхта была полонизирована. Таким образом, ядром формирующейся нации, сохранившим в себе белорусскую культуру, было крестьянство.


Еще одной особенностью стала большая роль религиозного фактора в формировании самосознания. Чаще всего, белорусов-католиков причисляли к полякам, а православных – к русским.