Культура Беларуси в первой половине XIX века

Образование

В 1803-1804 гг. была проведена реформа образования. Белорусские земли вошли в состав Виленского учебного округа, центром которого стал Виленский университет (в 1796-1803 – Главная Виленская школа). Преподавание велось на польском языке. В 1832 году Виленский университет был закрыт за участие его студентов в восстании 1830-1831 гг. Обучение также повсеместно стало переводиться на русский язык.


В 1840 году была создана Горы-Горецкая земледельческая школа, преобразованная в 1848 году в институт. Он стал первым высшим агрономическим учебным заведением в Российской империи.


В основе образования находился сословный принцип. Высшее образование оставалось доступным только для детей дворян.


Некоторое распространение в этот период получили ланкастерские школы, которые предусматривали обучение старшими учениками младших.

Литература

Первая половина XIX века стала временем господства романтизма – культурного течения, идеализация и поэтизация действительности. Наиболее ярким поэтом эпохи романтизма был Адам Мицкевич («Пан Тадеуш», «Дзяды»), который писал на польском языке.


Начала формироваться и белорусская литература. Винцент Дунин-Марцинкевич («Пинская шляхта») использовал в качестве основы местный фольклор, на белорусском и польском писал Ян Барщевский («Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»).

Музыка и театр

Всемирную известность в качестве композитора получил уроженец Беларуси Станислав Монюшко (опера «Галька»).
Семен Зорич основал в Шклове крепостной театр.

Белорусоведение

В первой половине XIX века началось формирование белорусоведения – науки о белорусском народе, его истории и традициях.


Исследователями белорусского языка были Павел Шпилевский, автор работы «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», и Ян Чечот («Деревенские песенки»). Чечоту также приписывают первое появление в текстах буквы «ў».


Важным событием стало основание братьями Тышкевичами в 1842 году в Логойске первого исторического музея на территории Беларуси.

Религия

После присоединения белорусских земель к Российской империи роль государства в вопросах религии стала постепенно возрастать. Власти не устраивало, что ¾ населения Беларуси были униатами. Они считали униатскую церковь частью католической из-за того, что она была подчинена Папе римскому.


После восстания 1830-1831 гг. в рамках политики ограничения польского влияния был взят курс на ликвидацию униатской церкви, которая произошла на Полоцком церковном соборе 1839 года. Униаты стали частью православной церкви.


Помимо этого, российское правительство постепенно ограничивало влияние самой католической церкви: закрывались их монастыри, изымались земельные владения. В 1820 году в Российской империи была запрещена деятельность иезуитов.


Таким образом, к середине XIX века российские власти добились для православия господствующего положения на территории Беларуси.

Изобразительное искусство

Ярким представителем романтизма в искусстве был Валентин Ванькович («Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг»), который работал в портретном и историческом жанрах.


Художником исторического жанра был Ян Дамель («Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.»)

«Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом»

«Отступление французов через Вильно в 1812 г.»

«Мицкевич на скале Аю-Даг»

«Освобождение Т. Костюшко из темницы»

Архитектура

В начале XIX века на территории Беларуси утвердился классицизм, которому свойственно ориентироваться на античность. В этом стиле в Гомеле построены Дворец Румянцевых-Паскевичей и Петропавловский собор.

Дворец Румянцевых-Паскевичей

Петропавловский собор