Государство в XVI-XVIII веках

Абсолютная монархия (абсолютизм) представляет собой государственный строй, при котором вся власть безраздельно принадлежит одному человеку, который получает ее по наследству. Еще в средние века источником королевской власти считалась божественная воля. Во всяком случае, именно так обосновывался сложившийся порядок вещей. Однако в средние века король не имел постоянной армии, плохо контролировал своих вассалов, что существенно ослабляло его власть. Укрепление королевской власти и переход к абсолютизму начинается в конце XV века.

 

В этот период складываются национальные границы государств, ослабевает власть церкви. В Средние века Церковь претендовала на роль объединителя всей Европы. Римские папы боролись со светскими правителями за высшую власть в государствах, имели огромное богатство и идеологическое влияние. Рим контролировал назначения на церковные должности. Однако к концу Средневековья авторитет Церкви начинает существенно падать, а в XVI веке серьезным ударом по нему становится Реформация. Она приводит к тому, что ряд стран, такие как Швеция и Англия отделяются от католической церкви уходят в лоно протестантизма. В ряде более мелких государств также распространяется протестантизм. Даже в католических странах, как Франция и Испания, правители добиваются права самостоятельно назначать епископов, что существенно укрепляло их власть.

 

Еще одним союзником абсолютизма временно стало буржуазное сословие. Горожане, которые прежде всего занимались торговлей, были заинтересованы в установлении порядка в стране и выступали против сепаратизма (отделение от государства). В их интересах было формирование общего рынка в рамках государства.

 

Главным противником на пути к абсолютной монархии была аристократия, однако ее роль в конце Средневековья начинает ослабевать. В Средние века опорой влияния аристократии была армия. Именно дворянство формировало костяк армии, которая защищала страну. Взамен аристократия получала ряд привилегий (земли, титулы и очень большую самостоятельность на своей территории). Уже в эпоху Позднего средневековья дворянская конница играет все меньшую военную роль.

 

Изменения претерпели местные органы власти. Создавались территориальные военные округа, на местах управляли королевские чиновники (губернаторы). Таким образом, власть короля на местах существенно укрепилась, а тенденции к сепаратизму наоборот снижаются.

 

Для содержания государственного аппарата и постоянной армии необходимо было пополнения королевской казны. Создаются торговые предприятия в странах Европы (Англии, Дании, Франции), которые получают монопольное право на ведение внешней торговли. Взамен они платят налоги напрямую в королевскую казну. В XVII веке большой размах приобретает протекционизм (эта мера предполагала защиту интересов местной промышленности путем введения таможенных пошлин), создаются государственные мануфактуры, начинается создание национальных банков, которые ведут финансово-кредитные операции внутри государства.

 

Таким образом в XV-XVI веках в большинстве стран Европы сложилась абсолютная монархия.

 

В XVII-XVIII веках наступает эпоха Просвещения. Ее представители предложили ряд идей, часть из которых были восприняты многими монархами Европы. Вторая половина XVIII века отмечена как время просвещенного абсолютизма в странах Европы.

 

В основе ее лежало отделение государства от церкви. Во многих странах были изгнаны иезуиты, провозглашалась веротерпимость. Церковь отделялась от образования. В целом, распространение образования и проведение реформ школ характерно для этого периода.

 

Монархии Европы стремились избавиться от пережитков феодализма. Ограничивалось или отменялось крепостное право. Были сделаны определенные шаги в направлении унификации (приведение к единому образцу) и централизации государства, что способствовало развитию рыночных отношений.

 

Значительные изменения претерпела судебная система. Целью было сделать закон единым и равным для всех.

 

Просвещенный абсолютизм, однако, был не способен решить многие проблемы, которые стояли перед обществом. Монархи воспринимали лишь удобные для себя идеи, игнорируя теорию разделения властей, народовластия. Даже воспринятые королевскими династиями идеи не могли быть полностью реализованы в условиях абсолютной власти.

 

В более радикальной форме продолжением эпохи просвещенного абсолютизма станет Великая Французская революция, которая окончательно покончит с феодализмом во Франции, а затем и в Европе.